О значении и организации воскресных школ.

  [☦]

Из речи Василия Андреевича Фетлера на 1-ом съезде баптистов молодёжи и воскресных школ в Ростове-на-Дону в 1909 году.

Василий Андреевич Фетлер гуляет в парке с учениками Воскресной школы в Риге

В основе зрелого возраста лежит юношество, а в основе юношества — детство; так что, в сущности, основание всей человеческой жизни находится в детстве. Начало большинства случаев распутства и греха следует искать в детстве. Чтобы иметь сильный народ, нравственных и богобоязненных мужчин и женщин, то об этом прежде всего следует позаботиться в детстве. С этой целью при всех наших общинах должны быть воскресные школы; в области духовно-нравственного развили детей они незаменимы. В многих случаях плод воскресной школы виден при детях уже сейчас, в их детстве; но где этого незаметно сейчас, всё же никто не должен отчаиваться и говорить о бесполезности воскресной школы. Я помню рассказ об учительнице воскресной школы, в классе которой был шалун-мальчик; она молилась, плакала о его обращении, но бесполезно. Учительница умерла, а мальчик, теперь уже молодой человек, отправился в далекий, грешный мир. Прошло много лет. Однажды, летом к поместью одного верующего землевладельца приближался человек средних лет и просил работы, весь оборванный, несчастный, с следами пьянства на лице. Он почти получил отказ, но хозяин нуждался в рабочем и, кроме того, желая помочь бедному пьянице, он принял его. Прошло недели две, и жатва приближалась к концу. Новый работник находился на последнем возу хлеба, как вдруг услышал внизу одного из рабочих, восклицавшего: «Прошла жатва, кончилось лето»! Рабочий внизу и не думал о том впечатлении, какое произведут на товарища вверху эти мимолетные слова. Но тот был глубоко затронут. Солнце заходило, а давно минувшее детство взошло в его памяти. Он видел себя опять в воскресной школе, он как бы слышал снова слова давно умершей учительницы, неблагодарным учеником которой он был столько лет. Да, столько лет, но не больше. Слова другого рабочего напомнили ему один золотой стих, выученный им от дорогой учительницы, из книги пророка Иеремии, 8 глава, стих 20:

«Прошла жатва,
Кончилось лето,
А мы не спасены».

«Так много лет прошло, а я еще не спасён» — пробормотал он, и слезы покатились по его впавшему лицу. Он слез с воза и упал на колени, кающийся грешник, возвращающийся блудный сын.

Золотой стих воскресной школы был той золотой нитью, которая вернула его к ожидающему его Небесному Отцу. Учительница умерла, но долго после её смерти созрел плод её слез и молитв, её работы в своем маленьком классе по воскресеньям после обеда.

Этот один пример наглядно показывает великое значение дела воскресной школы.

Говоря об организации школы, прежде всего нужно указать на метод распределения, потом на метод преподавания и, в конце, на метод преуспевания в деле воскресной школы.

1. Метод распределения.

Распределите всех детей по группам, или классам. Лучше всего, чтобы учителя имели класс девочек, а учительницы — мальчиков1. Но это не обязательно. Не стремись иметь в твоем классе много детей; число от 4 до 7 совершенно достаточно. Чтобы успешно вести дело, ты должен знать твоих детей; и чем их больше, тем труднее с каждым из них отдельно познакомиться, вследствие твоего ограниченного свободного времени но будням и воскресеньям. Пусть главный учитель открывает школу пением, молитвою и попеременным чтением лекций; учитель один с ними, все вместе — другой; или все мальчики — один, девочки — другой. Чрез это дети привыкают к вниманию и разборчивому чтению. Потом все расходятся по своим классам или группам и занимаются минут 15 — 20; звонок главного учителя дает знать, что пора опять собраться вместе, после чего главный учитель переспрашивает (заметьте, не проповедует) урок, и оканчивает опять чтением и молитвою.

2. Метод преподавания.

На это лишь вкратце укажу, что преподавание или учение в первом и главном месте должно быть вопросительное. Ты являешься пред твоим классом не для того, чтобы сказать детям краткую проповедь, а чтобы спросить их, что они дома выучили. Этому порядку очень легко научиться от обыкновенного сельского учителя.

Во вторых, преподавание должно быть пояснительное. Во всяком уроке будут для детей непонятные вопросы, и тут за тобою очередь их пояснить, и сделать туманное — безоблачным, тёмное — светлым. Не решись выступить с пояснением наугад и как придётся. Не думай больше о себе, чем ты знаешь, и не стыдись спросить у старших или более знающих, чем ты, пояснения, чтобы уже ты, в свою очередь, мог подать детям.

И в третьих, преподавание должно быть назидательными, не только к уму, но и к сердцу детей старайся обращать твои вопросы, так чтобы с каждым уроком они более ненавидели зло и полюбили бы добро; и, главным образом, чтобы уже со школьной скамьи они представляли своим достигаемым идеалом святость, чистоту; чтобы они любили всех добрых людей и чтобы девизом их искреннего, молодого сердца был: «Иисус — Друг наш наилучший».

3. Метод преуспевания.

Учитель! какая будет польза во всем твоем деле, при наилучшем распределении, и искреннейшем преподавании, если ты не будешь иметь успеха? В торговом деле такой исход называется банкротством; и в деле духовном Святой Дух подобный исход называет «уроном» (1Кор.3:13). Христос Сам пришёл, чтобы мы имели жизнь и имели с избытком (Иоан.10:10); и Он избрал нас, чтобы мы приносили Ему плод и чтобы плод наш пребывал (Иоан.15:16). Мне кажется, что в деле Божьем мы должны думать не только об успевании, но и о преуспевании: об успехе в превосходной степени. А для этого нужно:

  1. Посвящение себя всецело Господу.

    «Боже, жизнь возьми — она Вся Тебе посвящена»!

    Мы искуплены и при том дорогою ценою. Если мы истинно верующие, то мы не имеем права не быть всецело посвятившими себя Господу. Но жить всецело для Господа — означает не иметь больше себя в виду; другими словами, почитать себя умершим со Христом, погребённым; если это в нас будет, то мы не останемся без успеха и без плода в воскресной школе; ибо Сам Господь сказал: «Если умрёшь, то принесёшь много плода» (Иоан.12:24). Для преуспевания в этом деле ещё необходимы:

  2. Неугасающий огонь молитвы на алтаре твоего сердца. Человек, который не молится о своём деле, полагается на собственные способности и силы, скоро убедится в бесполезности своего дела. Молящийся же учитель или проповедник молится и призывает Господа, потому что он сам сознаёт свою немощь: «Когда я немощен, тогда силён» (2Кор.12:10). По возможности, в молитвах даже упомяни всех твоих детей по имени.

  3. Ежедневное практическое изучение слова Божия. Практическое, т. е. применяя к личной жизни прочитанные истины. Никогда не ожидай успеха в твоих делах в том, в чём ты сам не преуспеваешь. Читай сам ежедневно отрывок «Манны», знай сам наизусть «золотой стих» и будь хорошо ознакомлен с содержанием воскресного урока. Будь аккуратен, внимателен, вежлив. В молитве преклоняй оба колена, а не одно; я думаю, что Бог достоин, чтобы человек имел даже сам в себе побуждение к этому. Во всем дети будут тебе подражать. Имей в виду, что везде вокруг тебя есть уши, глаза и молодая восприимчивая память.

  4. Имей веру в Бога. Если ты отдался Господу, умер для себя, не перестаёшь молиться, прилежно изучаешь слово Божие и стараешься быть примером для твоего класса, то веруй, что Господь не только благословит, но благословляет. Исполняйся Духом, дай Ему быть твоим руководителем; и я смею уверить тебя, что ты не войдешь с пустыми руками в покой твоего Господа. Да благословит Господь святое и великое дело воскресной школы, всех детей и их учителей. Аминь.

Источник: https://t.me/sinichkinAS

  1. Я, Филипп Юрьевич Ригованов, в этом не согласен с Василием Андреевичем Фетлером, и считаю, что преподаватель, по-возможности, должен быть не противоположного, а того же самого пола, что и ученики.