О, скажи, Боже мой,
На страницах зажжённых
Я записан Тобой?…
В книге вечного царства —
Я записан ли там?…
И где ангелы славят, —
Я записан ли там?[47]
Подобная неопределённость звучит и в следующих гимнах: №27 («Нет, силы нет»), №85 («Исцели моё сомненье») из «Сборника духовных песен», №744 («Неужели без плодов») из «Песни возрождения» и др. А гимн №170 (СДП), написанный как будто для провозглашения уверенности в спасении, фактически говорит о Христе следующее: «И Он мне спасенье вручит в день, когда опять придёт…» (т.е. всё-таки не сейчас, не сию минуту христианин спасён?). Такого рода песнопения, по-видимому, в какой-то мере отражали повседневное богословие «не столь уверенных» в своём («лёгком») спасении отечественных баптистов, которые, например, задавались следующими тревожными вопросами: «не десять ли дев вышли навстречу Жениху, но только пять из них были приняты на брачный пир»,[48] «говоришь, ты спасён? дай-то Бог!.. но почему-то спрашивает Господь: в пришествие Своё найдёт ли веру на земле?»,[49] «всем нам, христианам последнего времени, нужно бодрствовать, ибо написано: двое будут на одной постели, или вместе молоть, или вместе работать в поле, но только один из них возьмётся к Господу…»,[50] и т.д.[51] На наш взгляд, православное учение о том, что христиане, живя на земле, находятся на пути к своему вечному спасению («ибо мы спасены в надежде» — Рим. 8.24)[52] может лучше прояснить причину некоторой непоследовательности русских баптистов в вопросе уверенности в спасении. Возможно, это было каким-то отголоском столь часто цитируемых авторами РПЦ слов преподобного старца Агафона, который говорил так: «Я человек; почему мне знать, угодны ли были мои дела Богу? …Не имею дерзновения, пока не предстану Богу, ибо иное суд человеческий, а иное суд Божий».[53] — Фактически здесь прослеживается та же мысль, что и в гимне ЕХБ: «На страницах зажжённых я записан Тобой?»
Один из руководителей ВСЕХБ, В.Е. Логвиненко, иллюстрировал процесс спасения следующим образом. «Да, мы спасены, — говорил он, — как тонущий человек, которого вытащили из воды и поместили в лодку спасателей; но пока мы живы, эта лодка, в которой находимся, ещё не достигла берега, и потому нужно бодрствовать, чтобы не потерпеть крушение и, несмотря на своё спасение, не погибнуть.»[54]
С.В. Санников в «Исповедании веры Одесской семинарии евангельских христиан-баптистов», вероучении первой семинарии отечественного братства ЕХБ, в соответствии с духом восточно-христианской традиции писал в начале 1990-х гг.:
Представление о суверенном, но не произвольном Божьем избрании подчёркивает справедливость Бога, Который, конечно, не обязан был спасать всех, но в силу Своей любви поставил в равное положение всех людей, даже тех, о которых Он заведомо знал, что они не примут спасения. Таким образом, Он всем предоставил возможность спастись… Подчиняя себя воле Божьей, верующий имеет радость спасения и уверенность в вечной безопасности, которая означает, что никто и ничто со стороны не могут отлучить его от благодати. Однако, произвольный грех и сознательное неповиновение воле Божьей, постоянное невнимание к божественным предостережениям и нежелание пребывать во Христе заставляет Бога, уважающего свободу человеческой личности, после многократных напоминаний извергнуть от Себя поступающего так…[55]
Таким образом, в отличие, например, от англо-американского или немецкого баптизма русское братство ЕХБ исторически находится на другой теологической почве. Поэтому, кстати, у нас так много сегодня «кальвинистов», которые фактически верят только в пятый пункт кальвинизма (нельзя «потерять спасения»), а то, что это закономерный вывод из четырех предшествующих теологических утверждений, они просто отказываются принимать. И это воистину по-русски: восприятие темы всей душою, скорее эмоционально, чем рационально. И потому так благодатно воспринимаются и часто цитируются отечественными баптистами известные слова православного поэта, в какой-то мере, вероятно, направленные против западного рационалистического богословия: «мне жаль людей, не ведающих Бога, и жаль людей, всё знающих о нём».[56]
Западный протестантизм, часто (и, думается, заслуженно) обвиняемый в чрезмерном рационализме, по сути, остался равнодушным к апофатическому, мистическому пути богопознания. [57] А вот поздний советский баптизм был на удивление апофатичен. Ниже приведены несколько характерных цитат из выпусков как официального «Братского вестника», так и нелегального журнала СЦ ЕХБ «Вестник истины»:
Мы не постигаем… внутренней тайны Божества, но веруем согласно Слова Божия… Существо Божье выше всякого нашего познания, не только человеков, но и ангелов, потому что Бог живет в неприступном свете, и никто из человеков Его не видел и видеть не может (1 Тим. 6.16).[58]
Наш человеческий разум просто не способен проникнуть в божественную тайну… Христос… — неприступный, необъяснимый и непостижимый для нашего разума Свет, как непостижим и необъясним Сам Бог. Поистине, что мы можем знать о сущности истинного небесного Света?..[59]
На мою долю выпала непосильная задача говорить… о Самом Господе Иисусе Христе. Я трепещу от этой мысли, потому что не способен… Здесь содержится столько великих и глубоких истин, что их невозможно пересказать даже за всю жизнь… Бог! Это имя непостижимо… ограниченным человеческим умом невозможно его постичь… Небо — это место, где в неприступном свете обитает Бог…[60]
Такое смирение перед Богом, открытое выражение человеческой немощи в познании сути небесных тайн заметно отличается от рационалистических тенденций в раннем штундизме и баптизме в конце XIX — начале XX вв., когда первые русско-украинские евангельские проповедники охотно вступали в сложные богословские дискуссии с образованными православными священниками и миссионерами и, по собственным ощущениям, «громили» их.[61] В послевоенный период подобная наивность встречается среди русских баптистов значительно реже. Похоже, к тому времени они уже в какой-то степени приблизились к осознанию единого с православием восточно-христианского мировосприятия, а также неудовлетворительности столь распространённого среди западных протестантов подчёркнуто рационалистического метода богопознания.
На таком историко-теологическом фоне хотелось бы обратить внимание и на известную примитивность споров, вращающихся вокруг «пяти пунктов кальвинизма», как чрезвычайно обедняющих мистически невыразимые взаимоотношения Бога и человека, присутствующие даже в простой молитве, а тем более — в постижении воли Божьей на протяжении всей человеческой жизни. Так называемый «монергизм» (классический кальвинизм, не согласный с синергией, или сотворчеством воли Божьей и воли человека в вопросе спасения, подчёркивающий всесилие Бога, исключительно Его воли, а не человека) фактически мало чем отличается от древнего монофелитства, в свое время отстаивавшего наличие в Иисусе Христе только воли Божьей — в ущерб Его произволению Человеческому. Представьте, как в монофизитских и монофелитских проповедях в своё время, наверное, убедительно звучало следующее сравнение (это аутентичный древний пример): подобно тому как капелька воды, попавшая на раскаленный клинок, мгновенно испаряется, так и человеческая природа (или воля человеческая) тут же исчезает при соприкосновении с Божеством…[62] Однако Вселенскими Соборами все подобные идеи справедливо были признаны ложными учениями, умаляющими величие голгофского подвига и страданий Господа Иисуса Христа, Истинного Бога, и, в то же время, Истинного Человека.
В рамках настоящей работы мы только наметили то направление, следуя которому, однако, рано или поздно, приходим к уже упомянутому выше выводу: фундаментально и исторически отечественные, русско-украинские баптисты — не арминиане и не кальвинисты. И в этом наша уникальность, самобытность в сравнении с западным протестантизмом, чему косвенно способствовали даже советские коммунисты, в своё время воздвигшие т.н. «железный занавес», который разделил не только социалистический Восток и капиталистический Запад, но и в очередной раз провёл разграничительную черту между восточным и западным христианством в целом. В то же время внутри СССР православные и баптисты объективно оказались в таких условиях, когда они были и равно гонимыми, и равно влекомыми друг к другу. Это как раз те немаловажные, формационные моменты, на которые нам ни в коем случае нельзя закрывать глаза, хотя наверняка следует уже идти дальше и развивать, совершенствовать своё богословие. Однако делать это нужно, прежде правильно сориентировавшись на карте истории, кто мы такие и где в действительности сейчас находимся. И только тогда наше братство евангельских христиан-баптистов сможет реально стать неким мостиком, небесполезным соединительным звеном между восточным и западным христианством.
Библиография
- Апатова И. Герменевтика Синодального перевода (Дипломная работа). — Московская богословская семинария ЕХБ, 2006.
- Бердяев Н. Царство Духа и царство Кесаря. — М.: Республика, 1995.
- Братский вестник. 1956–1999.
- Вестник истины. 1982–1992.
- Догматика. Заочные библейские курсы.
- ВСЕХБ. — М.: ВСЕХБ, 1970. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. — М.: Правило веры, 1999.
- Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. — М.: Лодья, 1998.
- История баптизма. Сборник. Вып. 1. Сост. С. Санников. — Одесса: ОБС, 1996. Карев А. Духовные статьи. — Корнталь: Свет на Востоке, 1974.
- Лосский В. Боговидение. — М.: Издательство АСТ, 2003.
- Лосский В. Догматическое богословие // Мистическое богословие. — Киев: Путь к Истине, 1991. — С. 261-335.
- Мазаев Г. Воспоминания. — Корнталь: Свет на Востоке, 1992.
- Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. В 2-х тт. — М.: Паломник, 1999.
- Мы были баптистами. Сост. В. Голубович. — М.: Госполитиздат, 1960.
- Наше кредо: Одесская богословская семинария ЕХБ. Ред. С. Санников. — Одесса: Богомыслие, 1993.
- Песнь возрождения. Сборник духовных песен. — [Б.м.]: Издание Совета церквей ЕХБ, 1978.
- Полная симфония на канонические книги Священного Писания. — СПб.: Библия для всех, 1996.
- Попов В. Стопы благовестника. — М.: Благовестник, 1996.
- Прохоров К. Опыт отечественного евангельского богословия. — СПб.: Межд. христ. изд-во «Титул», 2009.
- Савинский С. История евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии (1867–1917). — СПб.: Библия для всех, 1999.
- Сборник духовных песен евангельских христиан баптистов. — М.: ВСЕХБ, 1968. Сборник проповеднических образцов. Сост. П. Дударев. СПб.: Издание И. Тузова, 1912.
- Сергий (Страгородский), архиеп. Православное учение о спасении. — М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1991.
- Сипко А. Держись образца здравого учения: сборник статей. — Спокан (США): NCG Inc., 2010.
- Толковая Библия. Под ред. А. Лопухина. В 12 тт. — СПб.: Странник, 1904–1913. Христианство. Энциклопедический словарь.
- Ред. С. Аверинцев. В 3-х тт. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993– 1995.
- Цыпин В., прот., История Русской Праволавной Церкви, 1917–1990. — М.: Издательский дом «Хроника», 1994.
- Шкаровский М. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. — М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1999.
- Briggs, J., ed., A Dictionary of European Baptist Life and Thought, ed. by J.H. Briggs (Milton Keynes, UK: Paternoster, 2009).
- Encyclopedia of Protestantism, 4 vols., ed. by H. Hillerbrand (New York: Routledge, 2004).
- Encyclopedia of Protestantism, ed. by J. Melton (New York: Facts On File, 2005).
- Evangelical Dictionary of Theology, ed. by W. Elwell (Grand Rapids: Baker Book House, 1991).
- Fedotov, G., The Russian Religious Mind (N.Y.: Harper & Row, 1965).
- McBeth, H., The Baptist Heritage (Nashville, TN: Broadman Press, 1987).
- Meyendorff, J., Archpriest, Byzantine Theology: Historical Trends and Doctrinal Themes (N.Y.: Fordham University Press, 1983).
- New American Standard Exhaustive Concordance of the Bible (Nashville, TN: Holman Bible Publishers, 1981).
- Oxford Encyclopedia of the Reformation, 4 vols., ed. by H. Hillerbrand (New York: Oxford University Press, 1996).
- Zander, L., Vision and Action (London: Gollancz, 1952).
Сноски:
- См.: Архиеп. Сергий (Страгородский). Православное учение о спасении. — М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1991. — С. 55, 159-160. ↑
- См.: L. Zander, Vision and Action (London: Gollancz, 1952), p. 59 ↑
- В данной работе мы не рассматриваем генезис богословских взглядов российских немцев-баптистов, имеющий свои отличия. ↑
- См., напр.: J. Briggs, ed., A Dictionary of European Baptist Life and Thought (Milton Keynes, UK: Paternoster, 2009), pp. 21-22. ↑
- См., напр.: McBeth, H., The Baptist Heritage (Nashville, TN: Broadman Press, 1987), p. 817; M. Sidwell, The Russian Baptists, https://www.bju.edu/library/collections/fund_file/russianbap.html#russ65; и т.д. ↑
- Вероучение русских евангельских христиан-баптистов. — Ростов на Дону: Типография Ф.П. Павлова, 1906. Позднее переиздано в Москве: Исповедание веры христиан-баптистов. — М.: Издание Н.В. Одинцова, 1928. ↑
- Савинский С. История евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии (1867–1917). — СПб.: Библия для всех, 1999. — С. 314. ↑
- Изложение евангельской веры (Вероучение евангельских христиан 1910 г.) // История баптизма. Сборник. Вып. 1. Сост. С. Санников. — Одесса: ОБС, 1996. — С. 444-445; Вероучение евангельских христиан-баптистов. // Братский вестник. 1966, №4. — С.16. ↑
- См., напр.: Карев А. Что говорит Библия: о предопределении // Братский вестник. 1964. №1. — С. 55-57. В период работы над диссертацией у автора настоящего исследования была возможность ознакомиться практически со всеми выпусками «Братского вестника» (ВСЕХБ) и «Вестника истины» (СЦ ЕХБ), вышедшими до перестройки. ↑
- Доклад Генерального секретаря ВСЕХБ А.В. Карева // Братский вестник. 1966, №6, — С.17. ↑
- См.: Николаев С. Реформатская церковь // Братский вестник. 1984, №1. — С. 48-49. ↑
- См., напр.: Мит. Макарий (Булгаков). Православно-догматическое богословие. В 2-х тт. — М.: Паломник, 1999. Т. 2. — С. 263-274; Meyendorff, J., Archpriest, Byzantine Theology: Historical Trends and Doctrinal Themes (N.Y.: Fordham University Press, 1983), pp. 143-146; Архиеп. Сергий (Страгородский). Указ. соч. — С. 203-217; Бердяев Н. Царство Духа и царство Кесаря. — М.: Республика, 1995. — С. 324-327; Лепорский П. Благодать // Христианство. Энциклопедический словарь. Ред. С. Аверинцев. В 3-х тт. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. — Т. 3. — С. 333-336. ↑
- Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. — М.: Лодья, 1998. — С. 187. ↑
- Архиеп. Сергий (Страгородский). Указ. соч. — С. 161-162. ↑
- См.: Прот. А. Белоцветов. Условия спасения с нашей стороны // Сборник проповеднических образцов. Сост. П. Дударев. — СПб.: Издание И. Тузова, 1912. — С. 474. ↑
- См. Лосский В. Догматическое богословие // Мистическое богословие. — Киев: Путь к Истине, 1991. — С. 330. ↑
- См.: Там же; Архиеп. Сергий (Страгородский). Указ. соч. — С. 83. ↑
- См.: Лосский В. По образу и подобию / / Лосский В. Боговидение. — М.: Издательство АСТ, 2003. — С. 632-645. ↑
- Мит. Макарий. Указ. соч. — Т. 2. — С. 587–588. ↑
- Карев А. Духовные статьи. — Корнталь: Свет на Востоке, 1974. — С. 56. ↑
- См.: Мит. Макарий. Указ. соч. — Т. 1. — С. 454-457. ↑
- G. Fedotov, The Russian Religious Mind (N.Y.: Harper & Row, 1965), p. 224. ↑
- См.: Мицкевич А. Из евангельско-баптистской догматики // Братский вестник. 1956, №5. — С. 48; Что такое благодать? (редакционная статья) // Братский вестник. 1960, №5-6. — С. 114-116; Догматика. Заочные библейские курсы ВСЕХБ. — М.: ВСЕХБ, 1970. — С. 90-91; Николаев С. Реформатская церковь // Братский вестник. 1984, №1. — С. 48-49; Сомов К. Вера и дела // Братский вестник. 1963. №2. — С. 53-55. ↑
- Братский вестник. 1980, №4. — С. 39-41. ↑
- См.: Братский вестник. 1985, №4. — С. 38-40. ↑
- Мы созданы во Христе Иисусе на добрые дела (редакционная статья) // Братский вестник. 1985, №1. — С. 15-16. ↑
- Татарченко И. Духовная лестница // Братский вестник. 1960, №6. — С. 47. ↑
- См.: Апатова И. Герменевтика Синодального перевода (Дипломная работа). – Московская богословская семинария ЕХБ, 2006. — С. 109-123. ↑
- Полная симфония на канонические книги Священного Писания. — СПб.: Библия для всех, 1996. — С. 99. ↑
- New American Standard Exhaustive Concordance of the Bible (Nashville, TN: Holman Bible Publishers, 1981), pp. 173-174. ↑
- Фадюхин С. Об особой Божьей любви к избранным // Братский вестник. 1978, №5. — С. 17. ↑
- Бычков А. Иисус Христос — Спаситель // Братский вестник. 1986, №1. — С. 16. ↑
- Сипко А. Держись образца здравого учения: сборник статей. — Спокан (США): NCG Inc., 2010. — С. 138. ↑
- См., напр.: Карев А. Что говорит Библия: об отступлении // Братский вестник. 1964, №1. — С. 57-59. ↑
- См., напр.: Мещеряков В. Спасение по благодати // Братский вестник. 1977, №6. — С. 39-41. ↑
- См., напр.: Куликов В. Радуйтесь тому, что имена ваши в книге жизни // Братский вестник, 1991. №2. — С. 13. Суть учения о книге жизни в братстве ЕХБ заключалась в следующем: когда человек уверует в Иисуса Христа, его имя записывается на небесах; если христианин отпал от Бога, он вычёрки вается из книги жизни; те, кто не веруют, никогда и не вписываются в эту небесную книгу. См. также: Фадюхин С. Исповедание нашей веры // Братский вестник. 1970. №5. — С. 50. Кальвинизм, кстати, хорошо объясняя изначальное присутствие или отсутствие имени человека в книге жизни, совершенно не способен объяснить идею вычеркивания из неё (тем не менее, это есть в Библии). ↑
- См., напр.: Слободяник В. Вопросы духовной жизни // Братский вестник, 1965. — №4. — С. 29-31. См. также исторический обзор данной темы в братстве ЕХБ: Прохоров К. Опыт отечественного евангельского богословия. — СПб.: Межд. христ. изд-во «Титул», 2009. — С. 160-166. ↑
- Карев А. Вопросы верующих // Братский вестник. 1966, №3. — С. 21. ↑
- Шкаровский М. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. — М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1999. — C. 370. Этот компетентный автор, со ссылкой на архивные документы 1960-х годов, сообщает, что «многие из отрекшихся от сана… спились, покончили с собой, некоторые просили своих архиереев о прощении». Все клирики-вероотступники были отлучены от Церкви. См. также: Журнал Московской Патриархии. — 1960. — №2. — С. 27; Прот. В. Цыпин. История Русской Православной Церкви, 1917–1990. — М.: Издательский дом «Хроника», 1994. — С. 155-157. ↑
- См., напр.: Мы были баптистами. Сост. В. Голубович. — М.: Госполитиздат, 1960. Выход этой книги А.В. Карев прокомментировал так: «Сборник отречений двадцати восьми баптистов!» — Дневник А.В. Карева // Братский вестник. 1999. №1. — С. 47. О вероотступничестве некоторых баптистов до перестройки свидетельствуют также многие интервьюированные нами служители церквей ЕХБ из бывшего СССР: диакон Я.С. Шевчук (Лос-Анджелес, Калифорния, США, 2006), пресвитер А.Т. Евстратенко (Сан-Диего, Калифорния, США, 2006), пресвитер М.П. Захаров (Сакраменто, Калифорния, США, 2006) и др. ↑
- См., напр.: Братский вестник. 1975. №4. С. 24-26. ↑
- См., напр.: Карев А. Грех и победа над ним // Братский вестник. 1972. №1. — С. 18. ↑
- См., напр.: Мадьюгин Е. Благодать Божия // Братский вестник. 1989. №1. — С. 22-23. ↑
- Догматика. Заочные библейские курсы ВСЕХБ. С. 138; Уверенность в спасении (редакционная статья) // Братский вестник. 1972. №4. — С. 56-59; Сергей И. Уверенность в спасении // Братский вестник. 1991. №4. — С. 16. ↑
- Напр., свидетельства: супругов Цвиринько, живших и совершавших служение в Латвии (Фресно, Калифорния, США, 2006), пресвитера из Алма-Аты В.В. Зинченко (Сакраменто, Калифорния, США, 2006) и др. ↑
- Сборник духовных песен евангельских христиан баптистов. — М.: ВСЕХБ, 1968. — С. 209-210. См. также: Сборник духовных песен: №15 — С.17; №160 — С.112-113; №244 — С. 169; №262 — С. 180; Песнь возрождения. Сборник духовных песен. — [Б.м.]: Издание Совета церквей ЕХБ, 1978: №166, №169 и т.д. ↑
- Сборник духовных песен. №566. — С. 377. ↑
- Мф. 25.1-13. ↑
- Лк. 18.8-9. ↑
- Лк. 17.30-36. ↑
- Напр., свидетельства таких опытных пресвитеров братства ЕХБ, как В.Н. Хотько (Петропавловск, Казахстан, 2000), И. А. Каблучкин (Омск, Россия, 2009) и др. ↑
- См., например: Толковая Библия. Под ред. А. Лопухина. В 12 тт. — СПб.: Странник, 1912. — Т.10. — С.474. ↑
- См.: Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. — М.: Правило веры, 1999. — С. 67-68. ↑
- Свидетельство В.Е. Логвиненко (Одесса, Украина, 1995). ↑
- Наше кредо: Одесская богословская семинария ЕХБ. Ред. С. Санников. — Одесса: Богомыслие, 1993. — С. 11-12. ↑
- Иеромонах Роман. Стихи и песни, http://tropinka.orthodoxy.ru/zal/poezija/roman/index.htm ↑
- Характерно, что даже такие монументальные протестантские богословские словари, как, напр., The Encyclopedia of Protestantism, 4 vols., ed. by H. Hillerbrand (New York: Routledge, 2004), Evangelical Dictionary of Theology, ed. by W. Elwell (Grand Rapids: Baker Book House, 1991), Encyclopedia of Protestantism, ed. by J. Melton (New York: Facts On File, 2005), The Oxford Encyclopedia of the Reformation, 4 vols., ed. by H. Hillerbrand (New York: Oxford University Press, 1996) и др., не содержат статей об апофатизме. ↑
- Моторин И. Учение Библии о Боге // Братский вестник. 1960. №1. — С. 62-63. ↑
- Шмидт Б. Христос — истинный Бог // Вестник истины. 1982. №1. — С. 11. ↑
- Батурин Н. «Да будет свет…» // Вестник истины, 1992. №2. — С. 4. ↑
- См., напр.: Мазаев Г. Воспоминания. — Корнталь: Свет на Востоке, 1992. — С. 35-66; Попов В. Стопы благовестника. – М.: Благовестник, 1996. — С. 60-66; и т.д. ↑
- Ср.: Лосский В. Догматическое богословие. — С. 318. ↑