Лестница или матрёшка?

  [☦]

Мои сыроватые размышления.

⁵ то вы, прилагая к сему всё старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность,
⁶ в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие,
⁷ в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.

2 Петра 1:5-7

В тексте мы видим предлоги в, а не предлоги за или после. Предлог в говорит о вложенности. Таким образом, если и вырисовывается какая-то картинка, иллюстрирующая данную структуру, то мне приходит на ум матрёшка, но ни в коем случае ни лестница. Я не настаиваю на матрёшке, это первое что мне пришло в голову, самой её тоже нет в тексте, только если «между строк», — и наверняка можно привести множество других иллюстраций, — но ниже поясню, почему считаю лестницу точно неуместной.

Иаков тоже говоря о вере, говорит что вера без дел, как тело без духа.

¹⁴ Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?
¹⁵ Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания,
¹⁶ а кто-нибудь из вас скажет им: “идите с миром, грейтесь и питайтесь”, но не даст им потребного для тела: что пользы?
¹⁷ Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.
¹⁸ Но скажет кто-нибудь: “ты имеешь веру, а я имею дела”: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.
¹⁹ Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.
²⁰ Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?
²¹ Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?
²² Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?
²³ И исполнилось слово Писания: “веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим”.
²⁴ Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?
²⁵ Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?
²⁶ Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.

Иакова 2:14-26

Хотя у Иакова «матрёшка», как у апостола Петра, не прослеживается, но как мне кажется смысл слов Петра как раз такой же как и доводы Иакова. Какой толк в вере, если она не выражается в добрых делах? А какой смысл делать добрые дела безрассудно? Конечно добрые дела нужно делать с рассудительностью! И так далее, по цепочке, апостол показывает что вера должна содержать в себе все перечисленные им звенья.

Вот когда мы читаем следующее повеление апостола Павла:

Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.

Филиппийцам 4:8

Мы же понимаем, что каждая мысль одновременно не должна быть и нечестной, даже если она уже добродетельная. Так же и в повелении апостола Петра мы должны быть рассудительными в добродетели. Какой смысл в добродетели безрассудной? — Такой же как в вере без добродетели. — Не вижу места здесь никакой лестнице. Лестница имеет отдельные ступеньки, а цепочка качеств, упоминаемых Петром, на отдельные звенья не распадается. Считаю что лестница не применима здесь так же, как теория эволюции не применима для описания происхождения совокупности сложных систем органов живого организма. Спросите эволюциониста что сформировалось раньше — дыхательная система человека или кровеносная? Ведь кровеносная без дыхательной просто не имеет смысла. Дыхательная без кровеносной так же не имеет смысла. У Петра я вижу как раз подобную логику «между строк». Безрассудная добродетель так же ущербна, как кровеносная система без дыхательной, которая так же ущербна, как вера без добродетели или благочестие без братолюбия, и так далее.

Благочестие невозможно без братолюбия. Поэтому по-моему никакая лестница тут не вырисовывается. А только добродетельная, рассудительная вера, с воздержанием, терпением, благочестием, братолюбием и любовью агапе, одновременно.

Аналогично:

²² Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
²³ кротость, воздержание. На таковых нет закона.

Галатам 5:22-23

Плод Духа — это один плод, который одновременно в нашу жизнь приносит и веру, и радость, а не радость в неверии сменяющуюся безрадостной верой; одновременно и кротость, и воздержание, а не буйное воздержание сменяемое кротким невоздержанием (распутством).

К сожалению, я своими глазами вижу и своими ушами слышу христиан, которые после учений, подобных учениям о лестнице, образно говоря, пытаются из своей веры синтезировать организм, подобный тем, в которых предлагает нам поверить теория эволюции, с кровеносной системой без дыхательной или наоборот. И не только сами пытаются синтезировать, а ещё и других поучают: «Ты зачем у Бога сразу и того, и этого качества просишь, — проси только одного!» — Видеть такое мне больно и грустно.

Сам я раньше воевал за истину без любви, а значит получается, что, подобных эволюционным, сказочных зверушек из своей веры выращивал, и только недавно, слава Богу, понял, что истина с любовью — сестрицы неразлучные, где нет одной, там не будет и другой. Теперь, понимая это, даже если и грешу, их разлучая, то не могу уже обольщаться результатом.

Желание моё и молитва моя, чтобы христиане строили своё учение на Библии, а не на чём-то ещё, а слушая проповеди, мыслили критически, сверяя услышанное со Священным Писанием. Если меня, в свою очередь, кто-то поправит в неверном истолковании Писания, буду очень рад и постараюсь понять, и, если нужно, — принять. Дай мне, Боже, для этого всех необходимых качеств по щедрости и милости Твоей.